Последний взмах меча

02.09.2006
В нескольких километрах от Таллинна, в поселке Лагеди, находится единственный в Европе музей, где собраны образцы экипировки и вооружений солдат разных армий, участвовавших во Второй мировой войне. Среди его экспонатов наш корреспондент Татьяна ИЛЬИНА обнаружила и печально знаменитый монумент эсэсовцам, сражавшимся в годы войны на стороне Германии

Голос свыше

На территории музея тишина, попасть туда можно только пешком, преодолев висячий мост через речку Пирита. На газонах стоят танки и пушки, бронетранспортеры и пограничная осветительная установка, танк и самолет… Судя по маркировке, техника изготовлена в России, Швеции, Германии.

Навстречу, приветливо улыбаясь, вышел мужчина – хозяин музея Йоханнес Тырс. Все, что сегодня можно увидеть здесь, собрано им. «А началось все почти 20 лет назад.– 20 октября 1988 года в пять часов утра я, как во сне, увидел белый дом на берегу реки, окруженный высокими деревьями, и услышал чей-то голос: «Собери здесь все оружие, какое найдешь на эстонской земле», – рассказывает Йоханнес.

И на следующее утро он вместе с женой отправился искать указанное место. Но когда нашел, никакого дома здесь не оказалось: только фундамент, на котором росли 48 деревьев. Кустарником и деревьями заросла вся территория участка, где полвека назад жил чиновник Министерства просвещения, брат первого президента Эстонии, Вольдемар Пятс. Он был единственным из братьев, кому в 1944-м году удалось бежать в Европу. Жил в Австрии, Швеции, Канаде, где и скончался. Дом его в Лагеди в советское время был сожжен и заброшен.

Йоханнес не расстроился из-за запущенности участка, взявшись за дело. По старым фотографиям, которые из Канады прислала дочь Вольдемара Пятса, и по рассказам бывшего управляющего был сделан проект здания. А потом потихоньку и восстановил его в прежнем виде: все своими руками. Парк убирали вручную: пришлось вырубить 146 деревьев и кустарников. Уже в 1991 году был готов и подвесной мост, а еще через 8 лет появились на на нем башенки, которые придают месту вид замка.

Первым экспонатом арсенала Тырс считает пулемет, который нашел с друзьями еще в 1949 году. Сейчас, кроме крупных орудий и техники, собранных в разных уголках Эстонии, во внутренних помещениях расположена богатая документальная экспозиция, а за бронированной дверью – коллекция использовавшегося здесь оружия, правда, небоеспособного. Йоханнес знает в музее каждый экспонат, часами может рассказывать о людях, изображенных на исторических снимках.

Братская клятва

В 1999 году он пригласил сюда эстонцев-ветеранов войны и сказал: «Братья! Никто не виноват в том, что представителям нашего маленького народа пришлось воевать и в советской, и в немецкой, и в финской армиях. Все знают, что за отказ от мобилизации можно было поплатиться кровью. Но теперь это история. Мы не враги, мы просто люди, и у каждого из нас своя судьба». А потом присутствующие вместе подняли огромный меч и закрепили его на стеле: больше никогда брат не пойдет на брата. Стела стала первым мемориалом на территории музея.

Я была в Лагеди весной 2001 года, когда здесь был Музей освободительной войны. В 2004 году его переименовали в Музей борьбы за свободу Эстонии (Eesti Vabadusv х itluse Muuseum). За пять лет многое изменилось: необустроенная территория превратилась в ухоженный парк. Рядом со старыми деревьями растут молодые дубки, которые высаживают почетные гости Йоханнеса Тырса. И у каждого деревца – табличка, указывающая, кто и когда сделал музею этот живой подарок. На них – имена послов аккредитованных в Эстонии государств, политических деятелей, представителей общественных организаций и партий. Два дубка посажены Арнольдом Рюйтелем: первый – когда он был председателем Народного Союза, а второй – совсем недавно, когда 9 августа Президент Эстонии посетил музей.

Откуда деньжата?

Осенью 2004 года здесь же нашел свое место и печально знаменитый монумент – памятник эстонским эсесовцам, сражавшихся в годы минувшей войны на стороне Германии. Тот самый, что сначала был установлен в Старом парке в Пярну, затем на кладбище в Лихула, откуда был снесен по решению правительства Эстонии.

И вот что характерно. Пять лет назад у Йоханнеса почти не было помощников, а о материальной поддержке он только мечтал. Но стоило ему принять в свою экспозицию этот злосчастный монумент, как материальная поддержка сразу появилась. Музей приняло на свой баланс Министерство обороны, которое обеспечивает на его территории вооруженную охрану, а хозяин-управляющий уже в течение двух лет получает зарплату от государства.

Сам Йоханнес Тырс, правда, объясняет внимание властей к своему музею несколько иными обстоятельствами. Многое изменилось, утверждает он, после визита в музей Жака Гужа, представителя Всемирной федерации ветеранов войны и вице-президента этой уважаемой организации от стран Европы, который назвал музей уникальным, подчеркнув, что такого нет во всем Старом Свете. Мол, именно после этих слов и к Йоханнесу Тырсу, и к музею стали относиться иначе. Как знать, может быть высокая оценка европейского представителя тоже сыграла свою роль.

Два года назад у Йоханнеса появилась новая идея – открыть филиал музея на многострадальном и легендарном полуострове Сырве, что на Сааремаа, и откуда Тырс сам родом. Но задумать проще, чем сделать. Чтобы иметь средства на создание музея в Лагеди, Йоханнес выращивал на продажу свиней, которых возил на ленинградские рынки. Сейчас он строит по заказу уникальные здания под старину, одним из которых является кафе-игровая в Таллиннском зоопарке рядом с детской железной дорогой.

Человек он трудолюбивый, упорный, с золотыми руками и с золотым сердцем. Лично мне очень хотелось бы, чтобы его идея с филиалом музея на Саремаа оказалась успешно реализована. Вот только не придется ли Йоханнесу Тырсу для этого принимать в экспозицию сомнительные с исторической точки зрения экспонаты, которые возбуждают воинственный дух у современных поклонников коричневых идей.


http://www.parnuexpress.ee/arts/arts_4695.html

Архив новостей